Медицинский реабилитационный центр «Сергиевские минеральные воды» - крупнейшее учреждение в структуре Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). За уникальные природные факторы СМВ называют «наши Карловы Вары». Кроме того, СМВ одно из старейших санаторно-курортных учреждений страны, бережно сохраняющее традиции и достижения медицинской школы прошлых лет. Недавно СМВ исполнилось 190 лет. Мы встретились с исполнительным директором Медицинского реабилитационного центра «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России Александром Абаниным.
- Александр Вячеславович, с 2018 года вы возглавляете Медицинский реабилитационный центр «Сергиевские минеральные воды». Расскажите о нем.
- СМВ – не просто уникальное, это одно из старейших санаторно-курортных учреждений нашей страны, ему исполняется 190 лет. Старше, пожалуй, только Кавминводы, но это огромная территория с несколькими городами, а наш центр представлен одним населенным пунктом – Серноводском с очень богатой курортной историей, с колоссальными лечебными природными факторами. Это сульфидно-иловая грязь и минеральная сероводородная вода, которые обладают сильными лечебными свойствами в отношении многих заболеваний, в первую очередь, опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, артриты, артрозы), кожи (нейродермиты, дерматиты, псориаз), ЖКТ (гастриты, язвенная болезнь желудка…) и пр.
Сегодня «Сергиевские минеральные воды» - крупнейшее санаторно-курортное учреждение в структуре Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), одно из самых крупных в России, у нас более 800 коек. Основные направления деятельности – санаторно-курортное лечение, медицинская реабилитация и детский оздоровительный отдых.
СМВ – градообразующее предприятие и один из крупнейших налогоплательщиков в Сергиевском районе Самарской области. И, как сказал глава региона Дмитрий Азаров, «Сергиевские минеральные воды – это жемчужина, одно из уникальных мест самарской земли».
- Самарцы называют СМВ «наши Карловы Вары» …
- Да, потому что здешняя минеральная вода добывается не из скважины, как во многих российских здравницах, а из открытых источников. Мы ее накапливаем, нагреваем и подаем в ванны. Такая технология позволяет максимально сохранить основной лечебный фактор сероводородный воды - газ сероводород, который проникает через кожу в кровь и активно воздействует на организм.
Не случайно к нам приезжают люди, которые могут позволить отдых в любой стране мира, в самых фешенебельных отелях, но выбирают именно «Сергиевские минеральные воды». Другое такое место по совокупности уникальных природных факторов найти непросто. Да, есть в Кавминводах Тамбуканская грязь, а в Крыму – Сакская, но чаще всего там пациентам ставят лепешки-аппликации, мы же фактически укутываем пациента в сульфидно-иловую грязь, что дает потрясающий лечебный эффект.
- А как в судьбе ульяновского топ-менеджера появилась самарская здравница?
- Меня, как эксперта, попросили оценить возможность и сроки восстановления уникального учреждения, предложить варианты, источники финансирования и, конечно, обозначить собственный финансовый потенциал. Когда я первый раз сюда приехал, состояние курорта было удручающим, бюджет - минус пять миллионов. Это надо было «постараться» довести его до такого! Так что первое время мне пришлось выступать в роли антикризисного менеджера…
- Что удалось сделать?
- Самое главное – создать команду, которая сегодня работает на результат. А в целом, всего за три года из убыточного предприятия получилось динамично развивающееся учреждение с хорошими финансовыми показателями. Теперь мы можем из собственной полученной прибыли вкладывать не менее 60 млн рублей в год в дальнейшее развитие материально-технической базы учреждения.
За два года СМВ поднялся в рейтинге ТОП-100 санаториев России с 76-го на 48 место, мы получили множество наград на выставках и форумах, таких как «Здравница России», «Достояние губернии», вошли в шорт-лист Национальной гостиничной премии, заняв первое место в номинации «Лучший санаторий».
Этот успех, безусловно, заслуга всей команды СМВ: развитие любого предприятия зависит от тех людей, которые находятся на местах.
- Какими компетенциями должен обладать топ-менеджер, чтобы вместе с коллективом достичь столь впечатляющих результатов?
- В первую очередь, понимать, что такое конкурентный рынок и уметь продавать. А это знание экономики, маркетинга, современных технологий продвижения, глубокое понимание клиентоориентированности. Ну, и, конечно, уметь определять приоритеты финансирования. Если в рыночных условиях руководитель не умеет, не знает, как зарабатывать деньги, то как он обеспечит развитие своей организации? Развитие – это улучшение социальной сферы, открытие новых рабочих мест, повышение уровня оплаты, создание нормальных условий труда. Сегодня главная проблема, и не только у нас, - дефицит кадров, которые, без преувеличения, «решают всё». И эту проблему необходимо решать.
- А что дает учреждению принадлежность к ФМБА?
- В первую очередь, помощь и особое отношение «спезназа Минздрава» - так называют ФМБА. Наша главная задача, как структурного подразделения Федерального медико-биологического агентства России – выполнение госзадания, у нас лечатся и отдыхают сотрудники таких структур, как Ростех, Росатом.
Неоценима помощь руководства ФМБА в восстановлении курорта. В 2019 году мы получили большой транш на ремонт номерного фонда, закупку медицинского оборудования. И даже когда поменялась команда ФМБА, отношение к нам не изменилось, здесь видят большой потенциал МРЦ «Сергиевские минеральные воды, на наши просьбы по-прежнему оперативно реагируют.
В структуре ФМБА наша здравница считается «бриллиантом», который с каждым годом приобретает все новую «огранку». Так, в 2020 году мы получили высокотехнологичную роботизированную установку Walkbot, которая заново учит ходить людей после получения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, ее стоимость - 50 млн рублей. Такое приобретение дорогого стоит, огромная благодарность лично Веронике Игоревне Скворцовой.
- Какие еще новые методики, направления появились в СМВ за последние годы?
- Если раньше основная деятельность санатория была завязана на лечении опорно-двигательного аппарата, то сейчас мы активно развиваем направление медицинской реабилитации – после травм позвоночника, черепно-мозговых травм, перенесенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. Наши пациенты, образно говоря, в СМВ оставляют костыли.
Мы выхаживаем людей после эндопротезирования, у нас много постинсультных пациентов, активно развиваем легочное направление – реабилитация после перенесенного ковида.
Усилиями всей команды восстановили такие незаслуженно забытые направления, как лечение ЖКТ. Интересные методики прошлого столетия внедряем на новый лад - с применением передового физиотерапевтического оборудования, современных технологий, таких как плазмолифтинг. В результате, например, ремиссия дерматитов у наших пациентов длится до трех лет.
Мы принимаем участие во многих форумах, умеем слушать и перенимать опыт тех, кто успешно зарекомендовал себя в санаторно-курортной отрасли нашей страны. Но и сами готовы делиться уникальными наработками, наш санаторий сегодня может смело конкурировать с лучшими здравницами России.
- Общаетесь ли вы напрямую с пациентами?
- Программа клиентоориентированности начинается с умения общения с людьми. От открытой коммуникации до сбора информации в виде анкет, опросников и реагирования на жалобы. Даже когда в 2019-м встал вопрос, на какие цели потратить первые заработанные деньги, мы посоветовались с людьми. Так вот 90% заявили «сделайте на всей территории Wi-Fi», также большинство «заказало» кулеры с водой на этажах.
- Какой самый необычный отклик вы слышали от гостей СМВ?
- Я вам расскажу случай своей семьи. Моя теща – сама врач - страдает серьезным заболеванием суставов, последние несколько лет жила только на уколах и таблетках, без них просто не могла спать ночью, из машины выйти самостоятельно. После однократного реабилитационного курса в нашем санатории - год ремиссии. А это другое качество жизни!
Я сам прошел в нашем санатории восстановление и реабилитацию после операции на позвоночнике, замечательный эффект! Рекомендую всем.
- В какое время года лучше приезжать в Серноводск?
- У нас хорошо круглый год, но если вы предпочитаете уединение, то лучше весной. Моя же задача, как руководителя, сделать максимальную внесезонную загрузку учреждения, и это достижимая задача.
Важно знать, что санаторно-курортный бизнес держится не на трех, как считают многие, а на четырех столпах. Проживание. Лечение. Питание. Организация досуга.
В Ассоциации санаториев Татарстана провели исследование, выяснив, зачем люди приезжают в здравницу. Так вот, более 74% ответили – «отдыхать»! И только на втором месте – «лечиться».
И у нас есть четкое понимание того, что нужно нашим клиентам, как сделать так, чтобы услуга была востребована, а предприятие – успешным: нужно создавать условия, лучше, чем у других.
- Про лечение понятно. А что с остальными «столпами»? В каких условиях живут гости?
- Наша здравница включает в себя корпуса с одно- и двухместными номерами со всеми удобствами, а также класса «люкс». После проведенного ремонта все очень достойно выглядит.
- Как организован досуг гостей?
- У нас создан целый культурно-массовый отдел, который занимается организацией досуга, мы регулярно проводим дискотеки, концерты с участием групп из Самарской области, массовые гуляния с фейерверками в честь различных праздников, огромное количество различных конкурсов, соревнований. Проложены маршруты, для лыжных прогулок, скандинавской ходьбы, которая набирает огромную популярность даже зимой. Есть свой инструктор.
Мы восстановили бассейн и сауну, где можно с пользой провести вечернее время, в распоряжении отдыхающих - библиотеки, тренажерный зал с современным кардиокомплексом, мощная игровая зона с теннисными и биллиардными столами, парк с прогулочными зонами и спортивными площадками.
Мы взяли курс на семейный отдых, это тренд будущего, и к нам все чаще приезжают родители с детьми, для которых созданы специальные программы лечения и реабилитации, построен целый ряд игровых комплексов. Взрослые могут смело оставить ребенка с воспитателем и отправиться на процедуры или отдых.
- А чем потчуете гостей?
- Если говорить по букве закона, мы работаем в рамках определенных стандартов СанПинов и приказов, касающихся санаторного питания. Сегодня у нас действует заказное меню, гости сами выбирают, что они хотели бы съесть сегодня-завтра. Просят добавки, приготовить индивидуальное блюдо – пожалуйста. Бывает, что человек говорит «хочу жареной картошки! сделайте мне с яичницей». Без проблем.
Мы закончили ремонт в большой столовой, а сейчас находимся на этапе внедрения линии для шведского стола.
- Жители каких регионов страны чаще всего приезжают в ваш санаторий?
- В первую очередь, это, конечно, Поволжье, основной контингент – жители Самары, Самарской области. Но мы расширяем географию (чем раньше никто здесь не занимался), и сейчас увеличивается поток из Башкирии, Татарстана, Москвы, других регионов страны.
Татьяна Задорожняя
Фото: Екатерина Эйрих